ОПУБЛИКОВАННЫЕ РАБОТЫ
№ |
Название статьи |
Кол. страниц |
Выходные данные |
Год |
1. |
Рисунок |
16 |
20.09.07г. НПК ТиД |
2007 |
2. |
Роль методической организации урока |
3 |
Региональная видео конференция «Научно-методического сопровождения национальной образовательной инициативы «НАША НОВАЯ ШКОЛА» в региональной системе образования», посвященная Году Учителя и 10-летию межфакультетского совета по педагогическому образованию СВФУ |
2010 |
Роль методической организации урока
Колесов С.Н.
Роль методической организации занятий по рисунку способствует педагогической направленности. Так как в каждом задании учащихся и в каждой работе должно быть заложено педагогическое начало, сопутствующее началу художественному.
Необходимо научить учащихся, как следует, осмысливать задания, излагать свои мысли, привить им настоящую любовь к искусству, вооружить их методически и тем самым, помочь донести эту влюбленность до их будущих учеников.
Говоря о методической стороне подготовки по предметам изобразительного цикла, следует сказать и о взаимосвязи специальных дисциплин с методикой их преподавания. Каждое занятие по рисунку должно нести в себе определенный методический "заряд", должно быть хорошо продумано с методической стороны, а подача учебного материала максимально систематизирована.
Методическая последовательность выполнения задания, связанная с теорией изобразительного искусства дает учащимся теоретический материал, который необходим в дальнейшем для педагогической практики. Для того чтобы выявить степень теоретической подготовки, нужно раз или два раза в семестр проводить теоретические опросы учащихся (контрольные срезы).
Каждый преподаватель изобразительного искусства ответственен за обучение и воспитание, так как он возглавляет и направляет деятельность учащихся. При изложении нового материала преподаватель должен заинтересованность темой, так как результат будет зависеть от того, насколько увлечено, с интересом объяснит преподаватель данную тему. Ведь какими они видят наши уроки – такие же уроки они повторяют и в школе.
Чтобы улучшить качество преподавания урока лучше всего использовать различные методы и приемы индивидуальной работы:
1) В начале постановки – сообщение новых теоретических сведений. При этом термины изобразительного языка записываются учащимися в тетрадь теории изобразительного искусства;
2) Использование иллюстраций из произведений художников, а также лучшие работы учащихся из методического фонда;
3) В процессе практической работы проводится промежуточный анализ 2- 3 раза в зависимости от длительности постановки.
Первый анализ - в начальном этапе построения; второй во время моделировки формы и третий окончательный с выставлением оценок. Первый и второй проводятся непосредственно самим преподавателем в течение 15 минут (указываются аналогичные и индивидуальные ошибки, обращается внимание учащихся на хорошие, удачные работы).
На окончательном просмотре привлекаются для анализа сами учащиеся. Так как анализ играет большую роль в развитии устной речи учащихся и позволяет выявить их теоретическую подготовку, а также приучает правильно, в методической последовательности анализировать работы своих товарищей и тактично высказывать критические замечания.
Основная роль преподавателя должна быть направлена во время практической работы на индивидуальную беседу с учащимися. Самая действенная форма преподавания, как мне кажется, состоит в тихом разговоре с учащимися о его работе. Иногда надо взять карандаш и показать, как преодолеть возникшие затруднения или молча убрать неверно намеченные пропорции. Попросить отойти его от своей работы и посмотреть на расстоянии и указать свои ошибки, также можно попросить его обнаружить аналогичные недостатки в работе рядом стоящего товарища и т.д.
Преподаватель не должен ограничиваться одним, раз и навсегда заученным методом. Если преподаватель обходит учащихся, указывает на недостатки и подсказывает, как их исправить, то, в этом случае он лишает возможности ученика думать, различать, ликвидирует условия для создания проблемной ситуации, выступает в роли механического подсказчика, а учащийся становится бездушным исполнителем. Частые поправки, указания и замечания бывают просто вредны, да и трудно рисовать, когда за спиной стоит зритель, хотя и преподаватель.
Основной целью преподавателя изобразительного искусства должно быть стремление создать талантливое ядро, ведущее группу, в которой основная направляющая и воспитывающая роль должна принадлежать преподавателю, вооруженному современной методикой, человеку страстному и влюбленному в своё дело, истинному пропагандисту изобразительного искусства.
1. Костерин Н.П. Учебное рисование (Уч. Пособие)-М.: Просвещение,1984г.
2. Рисунок (Уч. Посбие для ВУЗов) –М.: Легпромбытиздат, 1988г.
3. Ростовцев Н.Н. История методов обучения рисованию. (Уч.пособие для худож.-граф.фак.) –М.: Просвещение,1982г.
4. Роствцев Н.Н. Очерки по истории методов препод. Рисунка (методическое пособие) –М.: Изобразительное искусство, 1983г.
5. «Искусство в школе» №2, Санкт-Петербург – 1992г.
6. «Искусство в школе» №3, Санкт-Петербург -1992г.
7. «Юный художник» №1, М.-1992г.
8. «Юный художник» №7, М.-1990г.